DJ-школа | Дискотека в структуре праздника
Основные структурные элементы любого праздника следующие:
- Ритуал.
- Зрелище.
- Игра.
- Шествие.
- Трапеза.
- Гулянье.
Ритуал — это символическое действо. Ритуал актуализирует ценности сообщества или обозначает переход членов сообщества из одного состояния в другое. Так, например, подъём государственного флага сигнализирует о полноте власти государства на территории. Обручение означает утрату человеком статуса холостяка (незамужней) и приобретение статуса женатого (замужней). Вспомним также переходные ритуалы — посвящения в рыцари, монахи, студенты.
Ритуал отвечает за смысл праздника. |
Ритуал — это деятельность, нагруженная смыслами и ориентированная на ценности. В ритуале воплощается аполлоническое начало сущего — от имени бога Аполлона, который олицетворял у древних греков рациональную ясность, гармонию, упорядоченность и совершенство.
Обратимся к гулянью. Квинтэссенция гулянья — танцы, дискотека. Это время и место неупорядоченной стихии, эмоционального неистовства — психического состояния, сходного с древнегреческими дионисиями (от бога Диониса, покровителя тёмного и слепого экстаза, вакхического раскрепощения и слияния с природой).
Ритуал и дискотека — противоположные полюсы праздничного события. Они в равной степени необходимы полноценному празднику. Ритуал придаёт празднику смысл, возвышает и воспитывает участников. Дискотека позволяет людям побыть свободными от условностей общества, слиться на время с матерью-природой.
Без ритуала праздник пустой, бессодержательный. Без дискотеки или, как минимум, без весёлого концерта праздник сухой, скучный.
Ритуал собирает камни, дискотека их разбрасывает.
Другие элементы праздника — зрелище, игра, шествие, трапеза — могут соединять в себе ритуальное и «разгуляйное» начала. Так, например, концерт может быть академическим или попсовым. Игра (турнир, конкурс) бывает за титул чемпиона мира или за шоколадку. Трапеза устраивается поминальная или же — безбашенная студенческая пирушка. Шествия простираются от войсковых парадов до «Парада Любви».
Кстати, ежегодный берлинский Love Parade, придуманный в 1989 году диджеем Westbam, не стал бы известным явлением, если бы не был шествием. В локальном месте он, скорее всего, превратился бы в ещё одну диско-тусовку. Но процессия придаёт действу ритуальные черты — Love в буквальном смысле оккупирует Берлин.
Поскольку ритуал и дискотека — сущности диаметрально противоположные, их рискованно ставить рядом, одну за другой. Абсурдность подобного стыка подмечена в известном анекдоте, когда Ленин, завершив историческую речь с броневика, выбрасывает руку вперёд и провозглашает: «А теперь — дискотека!»
Между ритуалом и дискотекой должны иметься переходные звенья, например, зрелище или трапеза. Собственно, организаторы так и делают. Праздник — это:
- Собрание > Концерт > Танцы
- Или: Собрание > Буфет > Танцы
- Или, чаще всего: Собрание > Концерт + Буфет > Танцы
Режиссёры часто трактуют праздник однобоко, уделяя всё внимание ритуалу и зрелищу и отдавая дискотеку на откуп случайным людям. Между тем, профессионалы знают, что главное в массовом действе — пролог и эпилог. Середина может быть так себе, но начало и финал должны быть мощными. Тогда праздник оставляет наилучшее впечатление.
Дискотека — финал праздника, и финал должен быть мощным. |
Дискотеку, завершающую праздник, следует готовить наилучшим образом. Иногда хорошая дискотека может спасти посредственный в других элементах праздник.
Продолжение: Безумие дискотеки