DJ-школа | В начале было движение


Дискотека не нуждается в слове. Суть феномена дискотеки в том, чтобы выплеснуть эмоции в движении. Слова для этого не нужны.


Мне рассказывали о ленинградском инженере, который при первых звуках симфонии Шостаковича (не помню, какой) всякий раз вскакивал и совершал экстатический танец восторга. Он не вопил, а просто дико скакал.


Вы скажете, это частный случай. Хорошо, возьмём футбол. Форвард забивает гол. Он выражает свою радость тем, что мчится по полю, подпрыгивает вверх, бьет кулаком воздух. Ему не обязательно ещё и кричать. Чтобы выразить свое счастье, футболисту вполне достаточно движения.


Болельщики, напротив, орут, свистят, трещат трещотками и дуют в вувузелы, поскольку это почти единственное, что им остаётся: он зажаты на тесном сиденье, где могут только вскочить на ноги и воздеть руки вверх.


Слово — это форма мысли. Идея дискотеки (платонова идея — предел, к которому стремится дискотека в своём совершенстве) — бес-смысленное, без-рассудное, без-умное движение.


Даже самая умная голова должна быть выключена на дискотеке. На вопрос, понравилась ли дискотека, вы никогда не услышите: «О да, я узнал много интересного о такой-то группе». Вам ответят: «Было круто. Оторвались по полной».


Движение ещё и потому не нуждается в слове, что оно само — знаковая система. И в природе, и в обществе коммуникативное движение предшествовало слову. Животные и птицы вовсю используют движение и позы, чтобы угрожать или, наоборот, сообщить о своём миролюбивом настрое. Танец пчелы в воздухе передаёт улью подробнейшую информацию, где найти медоносы.


Человек, вышедший из лона природы, для передачи смыслов первоначально также использовал движение. Филолог Владимир Топоров («О ритуале. Введение в проблематику».) показал, что язык, по-видимому, возник из ритуала или совместно с ним. Базовый же элемент ритуала — движение. Таким образом, в начале было движение, а затем на фундаменте движения или символического поведения людей, возникли слово, миф.


Выходит, дискотека, имея дело с движением, пластикой, позой, жестом, работает с первичной материей культуры. По отношению к движению слово, звук, свет, цвет, изображение, костюм, прическа, макияж являются надстроечными знаковыми системами.


Дискотечное движение имеет, по меньшей мере, два уровня: бессознательный и осознанный.


Пример бессознательной пластики — ярко выраженный эротизм дискотечного танца, особенно женского. Выразительными танцевальными па, в которых не последнюю роль играют бёдра, девушка сигнализирует окружающим о своём здоровье и сексуальности. Но на рациональном уровне она этого не осознает. Начни с девушкой говорить об этом прямо, скорее всего, получишь по лицу.


Танец — это знаковая система, но эротизм дискотечного танца бессознательный. 


Пример осознанной пластики — галантное приглашение к танцу. Кавалер подходит к даме. Кивком головы и прищёлкиванием каблуков приглашает не танец. Дама также кивком дает своё согласие (книксен, кажется, остался в истории). Опустим сложные танцевальные па, поддержки, повороты, проходы, положения корпуса, рук. После танца кавалер провожает даму до места. Партнёры прощаются. Не обязательны слова, чтобы совершить такую довольно сложную коммуникацию. Кстати, эти бессловесные действия лучше, чем: «Ну, чё, пойдем что ли?»


Наконец, музыка на дискотеке гремит громко, особенно не поговоришь.


Из всех знаковых систем для дискотеки важнее всего пластика, жест, движение. Дискотека прекрасно обходится без слов. Отсюда вытекает ряд практических выводов:


Самодостаточны диджеи, которые ограничиваются лишь приветствием и прощанием. (Если они хорошо отбирают треки и миксуют.)


Самодостаточны диджеи, которые ограничиваются шумовыми голосовыми эффектами типа «Э-ге-гей!», «О-ло-ло!», «У-упс!», «Давай!» и т.п. (Автор этих строк любил на дискотеках сымитировать звуковые сигналы американских индейцев, которые перенял из гэдээровских фильмов о Виннету.)


Если dj использует осмысленные слова и фразы, это должно быть что-то короткое, прикольное и, главное, ритмичное. Если уж говоришь, будь в ритме минуты. Хорошие диджеи темпоритм момента безошибочно чувствуют. Это чувство приходит с опытом.


Дискотечные песни могут быть (и являются) бессодержательными, глупыми.


Продолжение: Ритм жизни отбивает дискотека

Начало


Спасибо, что читаете Голос диджея

Быть может, вас заинтересуют «Конкурсы для дискотек и вечеринок»


Популярные сообщения из этого блога

ТАНЦЫ

Смешные фразы про еду

ПРОЩАНИЯ

ПРИВЕТСТВИЯ

ВСЕ СМЕШНЫЕ ФРАЗЫ и ПРИКОЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ДИДЖЕЯ

Смешно про пиво

Смешные статусы про жизнь